Пятница, 8 Июля 2022
На тематической площадке Народного фронта «Здравоохранение» прошел круглый стол, на котором экспертное сообщество обсудило проблемы кадрового обеспечения российского здравоохранения и непрерывного медицинского образования.Помимо представителей центрального и региональных отделений Народного фронта, членов Национальной медицинской палаты в обсуждении приняли участие представители Правительства РФ, Совета Федерации Федерального собрания РФ по социальной политике, Министерства здравоохранения РФ, Министерства труда и социальной защиты РФ, Министерства финансов РФ, Министерства экономического развития РФ, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, Счетной палаты РФ, а также эксперты профессионального медицинского сообщества.
Сопредседатель Центрального штаба Народного фронта, президент Национальной медицинской палаты, доктор Леонид Рошаль, открывая круглый стол, обрисовал ситуацию с кадровой обеспеченностью системы в целом и перечислил основные проблемы, формирующие существующий в здравоохранении дефицит кадров и уровень подготовки врачей, фельдшеров и медицинских сестер. Он рассказал, что на сегодняшний день в связи с непростой обстановкой в стране медицинское сообщество снова вынуждено выносить на обсуждение необходимость создания собственных клинических баз всех высших учебных заведений, а также вопрос о распределении выпускников, обучающихся за государственный счет, с созданием для них оптимальных социальных условий.
«Сейчас Минздрав подготовил изменения в документ об образовании, но он требует углубленного обсуждения, и у нас есть дополнения к нему. Мы должны осознать, что эмбарго на медтехнику ставит перед нами новые задачи. Необходимо возвращение к возрождению клинического мышления, присущего нашему советскому здравоохранению. И главное для нас – овладение практическими навыками на основании утвержденных образовательных программ, единых для всех страны, основанных на профессиональных стандартах, разработанных профессиональным сообществом», – отметил Рошаль.
Он добавил, что здесь огромное значение имеют работа профессиональных медицинских врачебных объединений и введение в здравоохранение узаконенных систем саморегулирования профессиональной деятельности. Он предложил разработать государственную программу ликвидации кадрового дефицита в здравоохранении и включить в график рабочего дня медспециалиста 30 минут на образование. Народный фронт уже не первый год занимается кадровыми вопросами в здравоохранении и осуществляет контроль за исполнением поручений Президента.
Эксперты Народного фронта провели комплексный мониторинг здравоохранения, который охватывает различные сферы, в том числе вопросы кадрового обеспечения, уровень заработных плат медицинских работников и внедрение цифровых технологий в работу медицинских организаций. О результатах первого этапа мониторинга рассказал начальник Управления контроля реализации приоритетных решений и национальных проектов Народного фронта Дмитрий Цвич. Он уточнил, что в опросе приняли участие более 21 тыс. человек, из которых 16 тыс. – медицинские работники и более 5 тыс. – пациенты медицинских организаций.
По словам эксперта, большая часть медицинских работников не удовлетворены уровнем заработной платы, а также они сообщили, что с внедрением в рабочий процесс новых цифровых систем работать им стало сложнее. «91% врачей сообщили, что их заработок – менее 200% от средней заработной платы по региону, а 48% из них сообщили, что у них – менее 100% по региону. И у нас есть свидетельства, когда врач фактически работает на трех ставках для того, чтобы достичь пресловутых 200%. И касательно нагрузки на медицинских работников – 53% врачей занимают более двух ставок», – отметил Цвич.
В продолжение темы сопредседатель регионального штаба Народного фронта в Москве, главный врач ГБУЗ «Городская клиническая больница имени В.В. Виноградова» Ольга Шарапова представила результаты опроса медицинских работников в части доступности дополнительного медицинского образования и курсов повышения квалификации, в котором приняли участие более 6 тыс медспециалистов.
Несмотря на высокую нагрузку, более 80% опрошенных готовы уделять время повышению профессиональных компетенций, но информация о программах повышения квалификации должна предоставляться работодателями или профессиональными организациями. Респондентам более интересны бесплатные курсы с учебными материалами для средних медицинских работников и изучение мировых практик.
В связи с этим она предложила провести профессиональный аудит механизма формирования образовательных траекторий для портала непрерывного медицинского образования (НМО) и сформулировать требования к провайдерам системы в регионах, в рамках которых станет возможно проводить ежегодную оценку их деятельности с размещением результатов анализа и критериев оценки.
«Для проведения первичной специализированной аккредитации в период с 2017 по 2019 год по поручению Минздрава России Всероссийским учебно-научно-методическим центром проведена работа по формированию банка контрольно-оценочных средств, который размещен в широком доступе на методическом сайте центра аккредитации Сеченовского университета. На сегодняшний день это более 39 тыс. тестовых заданий, 385 практических навыков, оценочных листов и 315 сценариев. Также 200 ситуационных задач для проведения третьего этапа», – рассказала начальник отдела непрерывного профессионального образования в здравоохранении Всероссийского учебно-научно-методического центра по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию Минздрава России Татьяна Бойцова.
Она отметила, что важным элементом подготовки кадров становится гармонизация оценочных процедур. То есть государственная итоговая аттестация с возможностью сокращения издержек при организации процедур аккредитации специалистов.
«Подготовка медицинских кадров – это важнейшая задача политики не только в области здравоохранения, но и ответственность за здоровье граждан России», – сказал ректор ГБОУ ВПО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Петр Глыбочко.
В своем докладе он отметил, что сегодня экспертами выстроена многоуровневая система оценки качества подготовки медработников, позволяющая контролировать и при необходимости корректировать образовательную и профессиональную траекторию каждого специалиста: «Основными трендами медицинского образования обозначены глобализация, образование и цифровая революция. Неуклонно растет количество обучающихся, желающих получать качественное доступное образование с собственной траекторией обучения. Увеличивается потребность врачей повышать свою квалификацию независимо от их местонахождения. Стремительно развиваются требования к системе профессионального образования. Университеты должны понимать, каких специалистов ждет от нас отрасль. В этом направлении нами делаются серьезные шаги».
В целях решения данного вопроса Петр Глыбочко предложил закрепить преимущественное право проведения профессиональной переподготовки, повышения квалификации врачей за ведущими медицинскими университетами и научными центрами, имеющими федеральную лицензию, обеспечив соответствующую инфраструктуру на местах.
В данном контексте Леонид Рошаль заметил, что на портал попадают документы сторонних организаций, которые предлагают получение лицензий специалистам не по медицинскому профилю, но приобретатели таких документов работают в системе здравоохранения. Он обеспокоен тем, что это приведет в некачественному оказанию услуг и работа таких организаций никак не контролируется.
«Липовые» документы не попадают. Попадают только сведения об обучении по программам, которые реализуют те организации, которые имеют лицензию. И если вдруг действительно документы «липовые», то они еще проверяются на уровне Федерального аккредитационного центра, потому что все настоящие документы должны быть внесены», – ответила проректор по послевузовскому и дополнительному образованию ФГБОУ ВО Российского национального исследовательского медицинского университета им. Н.И. Пирогова Минздрава России Ольга Природова.
Ректор Российской медицинской академии непрерывного профессионального образования Минздрава России, академик Дмитрий Сычев поддержал предыдущего спикера, отметив важность непрерывного медицинского образования за счет консолидации всех образовательных и научных организаций, где есть мощный профессорско-преподавательский состав и развитие современных методик обучения: «Важно, чтобы это образование было с учетом современных тенденций, современных технологий. Это дистанционные образовательные технологии, стажировки, практики, стимуляция на обучение и клинические базы. Без клинических баз никакое непрерывное медицинское образование не может быть реализовано».
Научный руководитель ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения», академик Владимир Стародубов обеспокоен дефицитом высококвалифицированных медицинских специалистов, так как, по его словам, в последние годы наблюдается резкое снижение студентов, готовых повышать степень образования до кандидатов наук и докторов наук. По его словам, численность аспирантов в 2019 г. – 7,9 тыс. человек, а уже в 2020 г. количество желающих повышать степень уменьшилось на 800 человек и составило 7,1 тыс. аспирантов. Прием в докторантуру составил 21 человек в 2019 г. и 12 человек в 2020 г. во всех учебных заведениях России. Он считает, что в первую очередь это связано с долгим сроком обучения и низким уровнем финансовой поддержки, поэтому в целях развития медицинской науки необходимо рассмотреть вопрос поднятия зарплат ординаторов и аспирантов.
Продолжение статьи https://onf.ru/2022/07/01/eksperty-narodnogo-fronta-obsudili-voprosy-svyazannye-s-kadrovym-deficitom-v-medicine/
Источник: onf.ru