Закрыть
Авторизация

Логин:

Пароль:



Забыли пароль?
Регистрация

Исполнительная дирекция
Россия, 18850, Ленинградская область,
г. Сертолово, ул. Ларина, д. 6
т. 8 (812) 679-80-02 

E-mail: vrachebnaya.palata.lo@mail.ru

 Региональная общественная организация
«Врачебная палата Ленинградской области»

Информация об аппаратном совещании НМП от 17.08.2022

Среда,  17  Августа  2022

17.08.2022 г. состоялось очередное аппаратное совещание Национальной Медицинской Палаты. Вел совещание Президент Союза НМП Л.М. Рошаль.

Первым вопросом повестки дня стало обсуждение проекта приказа Минздрава России «Об утверждении Положения об организации оказания скорой, в том числе скорой специализированной медицинской помощи».

Текст проекта был разослан в территориальные и профессиональные организации – члены НМП. Докладывал Председатель Правления Некоммерческого партнерства «Ассоциация руководителей скорой медицинской помощи» (АРСМП) А.А. Бойков (Санкт-Петербург).

Перед началом доклада Л.М. Рошаль напомнил участникам совещания, что 8 лет назад Национальная Медицинская Палата более полугода обсуждала проект предыдущего приказа по организации скорой помощи, а также информировал, что главный внештатный специалист Минздрава РФ по скорой медицинской помощи С.Ф. Багненко находится в командировке.

А.А. Бойков напомнил, что в настоящее время скорая помощь работает в условиях сохраняющейся высокой заболеваемости новой коронавирусной инфекцией, и хотя с оказанием стационарной медицинской помощи больным COVID-19 особых проблем нет, скорая помощь сталкивается с большими нагрузками.

В России принята программа по развитию первичного звена здравоохранения, но в эту программу служба скорой помощи не внесена. Состояние скорой помощи во многом зависит от особенностей отдельных регионов и субъектов Российской Федерации.

Обсуждаемый проект, фактически переводящий Порядок оказания скорой помощи в Положение, уже прошел несколько раундов обсуждения, в том числе на уровне Нацмедпалаты. Можно выделить как положительные, так и отрицательные стороны предлагаемого проекта.

Положительными моментами следует считать законодательное закрепление объединения системы скорой помощи и медицины катастроф, перечень необходимого оснащения и оборудования службы скорой помощи, уточнение правил межстационарных переводов пациентов, внесение ясности в положение службы санитарной авиации.

Но есть и отрицательные моменты, в случае принятия которых возрастают риски не только для медицинского персонала, но и для населения.


Наиболее дискутабельным является введение норматива оказания скорой помощи в неотложной форме – 120 минут с момента вызова. Это в первую очередь потребует очень значительных дополнительных затрат на укомплектование необходимого количества выездных бригад скорой помощи, не говоря о том, что в настоящее время территориальные программы развития здравоохранения позволяют финансировать 65-70% затрат на работу скорой помощи.

Сейчас имеется норматив для экстренного вызова скорой помощи – 20 минут. Неотложные вызовы не имеют фиксированного норматива времени, а выполняются по принципу направления первой освободившейся бригады, не занятой экстренным вызовом. Возможен некий альтернативный вариант, позволяющий устанавливать нормативы органами власти в территориях.

В ходе обсуждения Вице-президент Союза НМП, руководитель аппарата НМП В.Ю. Семенов отметил необходимость четкого разграничения понятий экстренного и неотложного вызова на примере пациентов с острым коронарным синдромом.

Т.Ю. Быковская (Ростовская область) заметила, что если устанавливать норматив, то он должен быть единым, ссылки на территории не являются корректными.

А.А. Бойков пояснил, что первоначально норматив 120 минут был введен для выездов амбулаторной службы неотложной помощи. При этом следует учесть, что в настоящее время служба скорой помощи выполняет в 60-70% случаев несвойственные ей функции, обеспечивая вызовы, которые относятся к компетенции неотложной помощи амбулаторного звена, например, вызовы по поводу повышения температуры, болей в животе и т.п. Первостепенной же задачей скорой помощи является обеспечение вызовов по экстренным показаниям.

С.С. Москвина (Ивановская область) обратила внимание на то, что норматив 120 минут для амбулаторной службы неотложной помощи вполне оправдан. Установление такого норматива для скорой помощи приведет к полному разрушению существующей службы с учетом недоукомплектованности 53% выездных бригад. Предложила вначале посвятить усилия решению кадровой проблемы в системе скорой помощи.

А.А. Шумкин (руководитель службы скорой помощи Новокузнецка (Кемеровская область – Кузбасс)) отметил, что в городе в 2018 году было укомплектовано 30 выездных бригад, в 2022 году – 37 при наличии штатного расписания на 71 бригаду.

Увеличить количество бригад удалось за счет привлечения студентов выпускных курсов средних и высших медицинских учебных заведений. Финансирование по территориальной программе позволяет обеспечить службу скорой помощи на 65-75%. Таким образом, при введении норматива следует ожидать увеличения количества штрафных санкций как по экстренной, так и по неотложной помощи.

А.В. Жиров (руководитель службы скорой помощи Белгородской области) сообщил, что в текущем году проведена инвентаризация службы скорой помощи области. Укомплектовано 108 выездных бригад при наличии штатного расписания на 150 бригад.

В последние месяцы увеличилось количество вызовов на чрезвычайные ситуации, например, в связи с телефонными сигналами о ложном минировании гражданских объектов. Предложил принятие национального проекта по типу проекта о первичной медико-санитарной помощи, решить вопросы кадрового обеспечения, оснащения оборудованием, на это время сохранить действие приказа № 388н без изменений.

Вице-Президент Союза НМП С.Б. Дорофеев отметил, что норматив для неотложных вызовов не нужен. Можно рекомендовать для территорий установление нормативов в зависимости от особенностей оказания медицинской помощи. Следует четко отграничить понятия экстренной и неотложной помощи.

Е.В. Костюшов (Ленинградская область) задал вопрос о том, как определяется экстренность вызова и все ли амбулаторные учреждения имеют в своем составе службу неотложной помощи.

А.А. Бойков отметил, что проект Минздрава предполагает определение экстренности (экстренный или неотложный вызов) уже по прибытии врачебной бригады к больному, однако для скорой помощи актуально разграничить понятия экстренного и неотложного вызова на этапе вызова, должно быть как можно более точное определение этих случаев.

В соответствии с законодательной базой, служба неотложной помощи в виде кабинетов или отделений с выездными бригадами должна быть в каждом амбулаторном учреждении, но они не справляются с нагрузкой, и до 60-70% вызовов, относящихся к их компетенции, выполняет скорая помощь.

В настоящее время в условиях дефицита кадров, принцип направления на неотложный вызов первой же освободившейся бригады не приведет к осуществлению норматива.

По предложению Л.М. Рошаля проведено электронное голосование. По его итогам за введение норматива проголосовало 19% участников голосования, против – 81%.

Второй большой проблемой обсуждаемого проекта А.А. Бойков считает предлагаемые нормативы количества выездных бригад скорой помощи на 10000 населения с учетом плотности населения и радиуса обслуживания. Здесь же и предложение проекта о выделении во всех регионах определенного количества реанимационных бригад, что невозможно в условиях недофинансирования и дефицита специально подготовленных кадров. Вероятно, следует этот вопрос отдать на рассмотрение в субъекты Российской Федерации.

Т.Ю. Быковская отметила, что такое решение в регионах было возможным, когда служба скорой помощи финансировалась непосредственно органами власти субъектов федерации. В настоящее время, когда служба скорой помощи финансируется территориальными фондами ОМС, в дотационных регионах такое невозможно.

С.Б. Дорофеев и В.Ю. Семенов не согласились с этим мнением, поскольку на уровне субъекта федерации возможно дополнительное финансирование регионального здравоохранения, в том числе скорой помощи.

О.А. Самошин (Тверская область) считает, что в дотационных регионах возможностей для дополнительного финансирования нет. Нужно введение минимального норматива, регион по мере возможности будет его увеличивать.

А.А. Бойков отметил, что минимальный норматив тут же станет максимальной. В качестве определенной меры следует подумать о введении оценки работы скорой помощи в качестве критерия деятельности первого лица региона.

Вице-Президент Союза НМП В.И. Стародубов отметил, что в российском здравоохранении врача везут к больному, а не больного к врачу, в связи с этим следует четко определить грань между экстренной и неотложной помощью. При этом крайне сомнительно решение вопроса об экстренности вызова медицинским работником со средним медицинским образованием, окончательное суждение об экстренности вызова должен делать врач при непосредственном оказании помощи больному на вызове.

По предложению Л.М. Рошаля было проведено электронное голосование. 40% его участников проголосовало за то, чтобы скорая помощь занималась неотложными вызовами, 60% - против.

Третья проблема проекта, которую озвучил А.А. Бойков, связана с применением электронных планшетов для бригад скорой помощи, которые в настоящее время работают в иностранной операционной системе. Он предложил внедрить планшеты с применением отечественной операционной системы после ее разработки и апробации.

Продолжение статьи на официальном сайте НМП. Для прочтения перейдите по ссылке: https://nacmedpalata.ru/?action=show&id=37859



Источник: nacmedpalata.ru

Возврат к списку