Закрыть
Авторизация

Логин:

Пароль:



Забыли пароль?
Регистрация

Исполнительная дирекция
Россия, 18850, Ленинградская область,
г. Сертолово, ул. Ларина, д. 6
т. 8 (812) 679-80-02 

E-mail: vrachebnaya.palata.lo@mail.ru

 Региональная общественная организация
«Врачебная палата Ленинградской области»

Информация об аппаратном совещании НМП от 12 октября 2022 года

Среда,  12  Октября  2022

12.10.2022 г. состоялось очередное аппаратное совещание Национальной Медицинской Палаты. Вели совещание Президент Союза НМП Л.М. Рошаль и Вице-президент Союза НМП С.А. Лившиц.

Первым вопросом повестки дня стал доклад руководителя юридической службы НМП Л.А. Айдаровой о правовых последствиях отмены медицинской услуги. В своем докладе Л.А. Айдарова в первую очередь обратила внимание на статью А.А. Старченко в «Медицинском вестнике», в которой он обосновывает якобы возможные трудности для пациентов с подачей исковых заявлений в отношении медицинских организаций и медработников. Л.А. Айдарова опровергла этот тезис, напомнив, что уже с 2019 года после вынесения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определения №44-КГ19-7 исковые заявления от пациентов, поданные в связи нарушение качества оказания медицинской помощи, рассматриваются судами по Закону «О защите прав потребителей» только в том случае, если пациенту были оказаны платные медицинские услуги, оказываемые медицинскими организациями в соответствии со статьей 84 «Оплата медицинских услуг» Федерального закона №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ».

Если же медицинская помощь оказана пациенту по ОМС, то жалобы и иски пациентов и требования о возмещении вреда, в том числе морального вреда, рассматриваются и вред возмещается на основании положений Гражданского Кодекса РФ о возмещении вреда. Эта практика последовательно реализуется Верховным Судом РФ, нижестоящими судами. Пациенты и сейчас, и после отмены термина «медицинская услуга» имеют и будут иметь возможность получить удовлетворение своих требований, в случае некачественно оказанной медицинской помощи, исходя из статьи 1064 ГК РФ, иных положении Гражданского Кодекса РФ.

Профессиональное медицинское сообщество в лице «Национальной Медицинской Палаты» настаивает на отмене термина «медицинская услуга» в том числе и с целью отмены оснований для применения к отношением в сфере здравоохранения Закона «О защите прав потребителей», поскольку применение этого закона несет ряд негативных последствий для медицинских организаций. В первую очередь это касается применения «потребительского» штрафа, который взыскивается в размере 50% от удовлетворенной судом суммы компенсации вреда (в тч морального вреда), даже если пациентом взыскание этого штрафа не было заявлено.

Другими неблагоприятными последствиями применения этого закона являются короткие сроки рассмотрения жалоб (10 календарных дней по Закону «О защите прав потребителей», в отличие от 30 календарных дней по ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ»), дополнительные требования об информировании граждан об оказываемых «медицинских услугах», несмотря на то, что по ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» медицинская помощь не может быть оказана без предварительного информированного добровольного согласия и т.п. избыточные требования.

К примеру, последние изменения в Правила предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, утвержденные постановлением Правительства РФ, связаны именно с необходимостью максимального соответствия этого документа требованиям Закона «О защите прав потребителей», что в отдельных случаях практически невозможно сделать, тк требования Закона «О защите прав потребителей» общие, касаются всех сфер оказания услуг, без учета такой специфической деятельности как медицинская и без учета, что Федеральным законом №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» предусмотрены требования к качеству, безопасности, условиям оказания медицинской помощи, приоритет интересов пациента.

Однако, при отмене термина «медицинская услуга» ничто не ограничит права пациента в плане подачи жалоб или исковых заявлений на качество медицинской помощи. В соответствии с действующими нормативными актами, сам факт оказания медицинской помощи с нарушениями требований о качестве является вредом, причиненным пациенту (причинение вреда должно находится в причинной связи с неблагоприятными для здоровья пациента последствиями, но не всегда, в части случае достаточным условием является факт нарушения требований о качестве медицинской помощи), суды рассматривают такие дела вне зависимости от того, подпадают они под Закон «О защите прав потребителей» или нет.

Право пациента на подачу искового заявления по месту своего жительства также сохранится, тк это право закреплено не только Законом «О защите прав потребителей». Исключение термина «медицинская услуга» никоим образом не влияет на оценку качества оказания медицинской помощи, все требования к качеству, критерии качества сохраняются, поскольку регулируются Федеральным законом №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ». По таким делам обязательным является проведение медицинской экспертизы, эти положения также неизменны.

Продолжение статьи на официальном сайте НМП:
https://nacmedpalata.ru/?action=show&id=38024

Возврат к списку