Среда, 1 Февраля 2023
01.02.2023 г. состоялось очередное аппаратное совещание Национальной Медицинской Палаты. Вел совещание Вице-президент Союза НМП С.Б. Дорофеев.Важным вопросом повестки дня стала информация о деятельности Совета по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию (НМО) Национальной Медицинской Палаты. Докладывали Председатель Совета по НМО Вице-президент Союза НМП А.Ш. Ревишвили, руководитель Центра Непрерывного медицинского и фармацевтического образования на базе РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России О.Ф. Природова и руководитель отдела непрерывного медицинского и фармацевтического образования Союза НМП Г.Ф. Тотчиев. Во время докладов демонстрировались презентации.
А.Ш. Ревишвили напомнил, что под термином «непрерывное медицинское и фармацевтическое образование» понимается всякая деятельность, направленная на поддержание, развитие или повышение уровня знаний, приобретение новых навыков, совершенствование профессиональной деятельности и создание связей, которые врач использует для оказания медицинской помощи больным и обществу, а также помощи коллегам. НМО обеспечивает возможность совершенствования медицинскими и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков в течение всей жизни.
Основными компонентами непрерывного образования являются формальное образование (дополнительные профессиональные программы повышения квалификации), неформальное образование (образовательные мероприятия профессиональных некоммерческих организаций, которые могут в установленном законодательством Российской Федерации порядке принимать участие в разработке норм и правил в сфере охраны здоровья, программ подготовки и повышения квалификации медицинских работников и фармацевтических работников, принимать участие в аттестации специалистов на присвоение им квалификационных категорий, а также в аккредитации специалистов в соответствии со ст.76 323-ФЗ) и самообразование (интерактивные образовательные модули).
НМО, помимо системы управления качеством на всех уровнях и системы подготовки медицинских кадров, является важнейшим фактором, влияющим на качество медицинской помощи через образовательные программы, материалы и мероприятия. При этом миссией профессиональных сообществ, ассоциаций является повышение квалификации врачей по своей специальности путем проведения съездов, конференций по специальности, участия в разработке порядков, стандартов и образовательных программ, а также разработки образовательных материалов, которые могут быть печатными (клинические рекомендации, национальные руководства, руководства по практическим манипуляциям, журналы) или электронными (электронные учебные модули с тестовыми заданиями, электронные библиотеки, дистанционные лекции, вебинары).
Первые проекты непрерывного медицинского образования появились еще в начале 20-го века. Постепенное развитие началось в 60-70-е годы 20-го века в связи с бурным развитием фармацевтики, клинической фрмакологии, новой медицинской техники. Первым этапом развития НМО в России стало создание Координационного совета по развитию НМО в соответствии с приказом Минздрава России № 82 от 18.02.2013 г.
Координационный совет является совещательным и координационным органом, созданным в целях координации деятельности и оптимизации сотрудничества, в том числе с общественными организациями, союзами, ассоциациями отрасли здравоохранения, по развитию структуры и содержания НМО. Одними из основных функций совета являются выработка предложений по участию профессиональных некоммерческих организаций в повышении квалификации медицинских и фармацевтических работников, а также подготовка требований к качеству дополнительных образовательных мероприятий в системе НМО.
Персональный состав Координационного совета под сопредседательством Президента Союза НМП Л.М. Рошаля и заместителя Министра здравоохранения Российской Федерации И.Н. Каграманяна был утвержден приказом Минздрава России № 83 от 18.02.2013 г. Координационным советом были сформированы рабочие группы по разработке нормативных документов по развитию НМО и проведению пилотных проектов, по методологии создания учебных и контрольно-измерительных материалов, по внедрению инновационных образовательных технологий в НМО и создана комиссия по оценке соответствия образовательных мероприятий и материалов для МНО установленным требованиям.
Вторым этапом развития НМО стала отработка основных принципов НМО на основании приказа Минздрава России № 837 от 11.11.2013 г. Третий этап – расширение перечня специальностей для НМО на основании приказа Минздрава России № 328 от 09.06.2015 г., следующим этапом стало масштабирование проекта с разработкой более 10 000 образовательных материалов и более 15 000 программ повышения квалификации, как завершение плана-графика, утвержденного данным приказом. Переходным периодом стали 2016-2021 гг., когда отрабатывалась система образовательных кредитов для сертификации и аккредитации специалистов. Пятым этапом развития НМО в России стало утверждение концепции развития непрерывного медицинского и фармацевтического образования в соответствии с приказом Минздрава России № 926 от 21.11.2017 г.
Одним из направлений реализации концепции стало обеспечение эффективного взаимодействия всех участников образовательного процесса: обучающихся, образовательных организаций, работодателей, профессиональных некоммерческих организаций. В качестве реализации концепции выступала координация работ Минздрава России с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, общественными и профессиональными некоммерческими организациями.
Шестым этапом стало утверждение Положения об аккредитации специалистов до 01.01.2029 года в соответствии с приказом № 709н Минздрава России от 28.10.2022 г. В соответствии с данным приказом действует система допуска к профессиональной деятельности через процедуру аккредитации специалиста, предполагающая первичную аккредитацию после завершения специалитета, первичную специализированную аккредитацию после завершения клинической ординатуры или профессиональной переподготовки и периодическую аккредитацию каждые 5 лет профессиональной деятельности.
Серьезным шагом стало создание Координационного совета Минздрава России по кадровой политике на основании приказа Минздрава России № 1051 от 18.12.2019 г. Координационный совет создается из числа представителей Минздрава и Минобрнауки России, Роспотребнадзора, Росздравнадзора, ФМБА, исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, учреждений здравоохранения, научных, образовательных и иных организаций, профессиональных некоммерческих сообществ, создаваемых медицинскими работниками и фармацевтическими работниками.
Одной из основных задач совета является выработка предложений по развитию стратегии развития и содержанию НМО, участию профессиональных некоммерческих организаций в аттестации на присвоение квалификационной категории, повышении квалификации медицинских и фармацевтических работников, аккредитации специалистов.
Координационным советом подготовлены методические рекомендации по реализации модели отработки основных принципов НМО для врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров участковых, врачей общей практики (семейных врачей с участием общественных профессиональных организаций, методология создания контрольно-измерительных материалов, методология создания клинических рекомендаций, методология создания электронных образовательных модулей, проект приказа Минздрава России «О модели отработки основных принципов МНО с участием медицинских профессиональных некоммерческих организаций, требования к образовательным мероприятиям и материалам, порядок проведения оценки образовательных мероприятий на соответствие установленным требованиям, а также два портала: https://edu.rosminzdrav.ru и http://www.sovetnmo.ru.
В настоящее время в системе НМО участвуют более 1,6 миллиона медицинских работников, в том числе более 0,5 миллиона врачей, проводится более 12 000 образовательных программ в год, создано более 20 000 программ повышения квалификации.
Существенной проблемой является распродажа программ МНО большим количеством провайдеров. В том числе далеких от медицины, что дискредитирует сам систему НМО. По результатам социологического опроса только 21% врачей проходят курсы НМО для получения знаний, 89% ответили, что проходят курсы НМО исключительно ради получения баллов. 69% специалистов предпочитают обучаться на рабочем месте, 35% опрошенных выбрали обучение в формате онлайн, 36% готовы частично пройти и очное обучение. Врачи готовы уделять личному обучению около 10 часов в неделю. Критериями отбора курсов НМО 60% респондентов отметили научную ценность, 45% отбирают курсы по содержанию, 59% ориентируются на доступность обучения.
Вероятно, с 2023 года можно говорить уже о седьмом этапе в развитии НМО. В настоящее время следует решить 4 основных проблемы: нормативно-правовую базу развития НМО, участие в НМО других (помимо медицинских профессиональных некоммерческих организаций) провайдеров образовательных услуг, участие медицинских профессиональных некоммерческих организаций в реализации образовательных мероприятий в рамках программ повышения квалификации, повышение эффективности рассмотрения заявок от провайдеров образовательных услуг и мероприятий на соответствие установленным требованиям НМО. В Совете по НМО Национальной Медицинской Палаты 26 членов, что позволяет надеяться на достаточно быстрое и профессиональное решение стоящих проблем.
О.А. Самошин (Тверская область) напомнил, что ранее обсуждался вопрос о введении системы образовательных сертификатов для врачей. С.Б. Дорофеев отметил также, что такой сертификат мог бы стать частью оплаты проводимых образовательных мероприятий. А.Ш. Ревишвили ответил, что за рубежом участие врачей в образовательных мероприятиях оплачивается медицинскими организациями, при этом налажен действенный контроль за участием обучающихся в мероприятии и его качеством.
Продолжение статьи на официальном сайте https://nacmedpalata.ru/?action=show&id=38172
Источник: nacmedpalata.ru